Кондиционер салона

Кондиционер салона Лада Гранта

Кондиционер устройство и обслуживание

 

На автомобили Lada Granta устанавливают кондиционер воздуха компрессорного типа.
Кондиционер салона автомобиля
Кнопка включения кондиционера расположена на панели, общей с органами управления отопителем.
Принципиальная схема движения хладагента в кондиционере приведена на рис. 12.2.
Компрессор установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
Кондиционер салона автомобиля
Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
ПРИМЕЧАНИЯ
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора. Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник.

В этом случае необходимо заменить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 290). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
- произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора;
- вышел из строя датчик давления в системе;
- неисправности в электрических цепях системы управления;
- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;
- блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а воздух в салоне не охлаждается. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования. Наиболее точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
Конденсор (радиатор кондиционера)
многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопроводов. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

Кондиционер салона автомобиля
Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбинированный датчик давления; 2 - учааок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный клапан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - учааок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный клапан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан Кондиционер салона автомобиля
Рис. 12.4. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе отопления, кондиционирования и вентиляции воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; б - радиатор отопителя; 7 - воздушный фильтр поступающего в салон воздуха; 8 - заслонка рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник 8 салоне автомобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования

При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Кондиционер салона автомобиля
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-28 бар. Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду. После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор.
Кондиционер салона автомобиля
Испаритель расположен в блоке кондиционера в салоне. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрени-ем для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
ПРИМЕЧАНИЕ
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную в правой нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Кондиционер салона автомобиля
Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
Терморегулирующий клапан расположен в корпусе испарителя. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.
Ресивер-осушитель изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикаге-ля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит обязательной замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.
Кондиционер салона автомобиля
Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.
Кондиционер салона автомобиля
Оберегайте металлические участки трубопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы. Для соединения взаимоподвижных элементов кондиционера трубопроводы на некоторых участках снабжены гибкими вставками (рис. 12.3) из синтетических материалов.
Кондиционер салона автомобиля
Рис. 12.3. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд силового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой В местах соединения Кондиционер салона автомобиля
трубопроводов установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта кондиционера при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента. Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубопроводах.
Кондиционер салона автомобиля
Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого А и низкого Б давления.


Кондиционер салона автомобиля
Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи. Кондиционер салона автомобиля
В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
Кондиционер салона автомобиля
Для выворачивания и вворачивания золотников используется специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕКондиционер салона автомобиля
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!Кондиционер салона автомобиля
Датчик давления установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления.
По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.
Хладагент. Система заправлена хладагентом HFC-134a (R-134a). Полный объем заправки составляет (430±25) г.
В хладагент добавлено специальное масло FD 46XG (PAG) для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.
ПРИМЕЧАНИЯ
В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.

Кондиционер салона автомобиля
Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис-катели со звуковой индикацией. В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.
Кондиционер салона автомобиля
Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель. В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.
Кондиционер салона автомобиля
Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...
Кондиционер салона автомобиля
...и места утечки хладагента становятся видны. Следует отметить, что краситель не оказывает какого-либо отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возникнет утечка.
Кондиционер салона автомобиля
После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R-134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
Кондиционер салона автомобиля
- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;
Кондиционер салона автомобиля
- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента;
Кондиционер салона автомобиля
- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности