Тормозная система лады гранты

Тормозная система Лада Гранта

 

Устройство тормозной системы Лады

На автомобиле Lada Granta применяют рабочую тормозную систему с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля.

Один контур гидропривода (рис. 9.1) обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего. В гидравлический привод включены вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов. Стояночная тормозная система - с приводом на тормозные механизмы задних колес. Вакуумный усилитель (рис. 9.2) диафрагменного типа работает по принципу перепада давления в вакуумной и атмосферной камерах, вследствие чего создается дополнительное усилие на поршень главного тормозного цилиндра при нажатии на педаль тормоза. Вакуумная камера соединена с впускной трубой двигателя через шланг и обратный клапан, а атмосферная камера - с атмосферой через фильтр в момент нажатия на педаль тормоза. При отпущенной педали тормоза вакуумная и атмосферная камеры сообщаются между собой через специальный клапан. Тормозная система лады гранты
Рис. 9.2. Вакуумный усилитель: А - вакуумная камера; В - атмосферная камера; CD- каналы; 1 - фланец крепления наконечника обратного клапана; 2 - шток; 3 - возвратная пружина диафрагмы; 4 - уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 5 - главный цилиндр; 6 - шпилька усилителя; 7 - корпус усилителя; 8 - диафрагма; 9 - крышка корпуса усилителя; 10 - поршень; 11 - защитный чехол корпуса клапана; 12 - толкатель; 13 - возвратная пружина толкателя; 14 - пружина клапана; 15 - клапан; 16 - буфер штока; 17 - корпус клапана Тормозная система лады гранты
Рис. 9.1. Схема гидропривода тормозов автомобиля без ABS: 1 - тормозной механизм правого переднего колеса; 2 - гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса; 3,4,15,18, 21 - трубопроводы контура правый передний - левый задний тормоза; 5,10,13,22,27 - трубопроводы контура левый передний - правый задний тормоза; 6 - бачок главного цилиндра гидропривода тормозов; 7 - главный тормозной цилиндр; 8 - вакуумный усилитель; 9, 30 - держатели трубопроводов; 11 - гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 - тормозной механизм правого заднего колеса; 14,31 - скобы крепления гибких шлангов; 16 - гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 17 - тормозной механизм левого заднего колеса; 19 - упругий рычаг привода регулятора тормозных сил в гидроприводе задних тормозов; 20 - регулятор тормозных сил в гидроприводе задних тормозов; 23 - педаль тормоза; 24 - гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса; 25 - тормозной механизм левого переднего колеса; 26 - тройник контура правый передний - левый задний тормоза; 28 - тройник контура левый передний - правый задний тормоза; 29 - болт крепления тройника Тормозная система лады гранты
Рис. 9.3. Привод регулятора тормозных сил: 1 - регулятор тормозных сил; 2,16 - болты крепления регулятора; 3 - кронштейн рычага привода регулятора; 4 - штифт; 5 - рычаг привода регулятора; 6 - ось рычага привода регулятора; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова; 9 - кронштейн крепления регулятора; 10 - упругий рычаг привода регулятора; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С - отверстия Тормозная система лады гранты
Рис. 9.4. Регулятор тормозных сил: 1 - корпус регулятора; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4,8 - стопорные кольца; 5 - втулка поршня; б - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9,22 - опорные шайбы; 10 - уплотнительные кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толкателя; 13 - уплотнительное кольцо седла клапана; 14 - седло клапана; 15 - уплотнительная прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка толкателя; 20 - толкатель; 21 - уплотнитель головки поршня; 23 - уплотнитель штока поршня; 24 - заглушка; A, D - камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С - камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н - зазоры
Тормозная система лады гранты
Регулятор тормозных сил регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы, через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам. Регулятор тормозных сил 1 (рис. 9.3) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. Передним болтом 2 одновременно прикреплен вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора. На пальце этого кронштейна штифтом 4 шарнирно закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора. Таким образом регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора.
В регуляторе четыре камеры: А и D (рис. 9.4) соединены с главным цилиндром, В - с левым, С - с правым колесным цилиндром задних тормозов.
Тормозная система лады гранты
Рис. 9.5. Главный тормозной цилиндр: 1 - корпус цилиндра; 2, 3 - поршни привода контуров тормозов; 4 - распорная шайба; 5 - толкатель
В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 9.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 9.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла, образуя зазор Н и зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н, а также камеры В и С поступает в рабочие цилиндры тормозных механизмов. При повышении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним под действием пружин 12 и 17 перемещается толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. Зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н будет выбран полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестанет перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотни-тельными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. Зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а следовательно, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А, за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между значениями давления в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.
При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 9.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент соприкосновения головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 9.4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки повышается.
Тормозная система лады гранты
Рис. 9.6. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной шланг;
2 - клапан выпуска воздуха; 3 - рабочий цилиндр; 4 - направляющий палец; 5 - защитный чехол направляющего пальца; 6 - щит тормоза; 7 - тормозные колодки; 8 - суппорт; 9 - направляющая колодок; 10 - тормозной диск
Тормозная система лады гранты
Рис. 9.7. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - распорная планка; 2 - прижимная пружина; 3 - передняя тормозная колодка; 4 - пружина троса привода стояночного тормоза; 5 - нижняя стяжная пружина колодок; 6 - щит тормозного механизма; 7 - рабочий цилиндр; 8 - палец рычага привода стояночного тормоза; 9 - разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 10 - задняя тормозная колодка; 11 - наконечник троса привода стояночного тормоза.
При отказе контура тормозов левый передний - правый задний уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.
При отказе контура тормозов правый передний - левый задний под давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19 и уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, повышение давления в камере С прекращается, т.е. регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Утечка жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.
Главный тормозной цилиндр (рис. 9.5) двухсекционный, с последовательным расположением поршней. На корпусе главного цилиндра закреплен бачок, в крышке которого установлен датчик аварийного уровня тормозной жидкости.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и датчиком износа накладок тормозных колодок. Скоба образуется суппортом 8 (рис. 9.6) и рабочим цилиндром 3, которые стянуты болтами. Подвижная скоба прикреплена болтами к пальцам 4, установленным в отверстиях направляющей 9 колодок. В эти отверстия заложена смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 5. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 7.
В полости цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.
При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом силы прижатия колодок оказываются одинаковыми. При расторма-живании поршень за счет упругости уплот-нительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Тормозной механизм заднего колеса (рис. 9.7) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в рабочем цилиндре.
Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на тормозные механизмы задних колес. Тормозная система лады гранты
Рычаг управления системой установлен между передними сиденьями на тоннеле пола. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 9.8), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 2 ручного привода колодок, разжимного рычага 7 (см. рис. 9.7) и распорной планки 2.
Тормозная система лады гранты
Рис. 9.8. Привод стояночной тормозной системы: 1 - кнопка фиксации рычага; 2 - рычаг привода стояночного тормоза; 3 - защитный чехол; 4 - тяга; 5 - уравнитель троса; б - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - трос; 9 - оболочка троса

Тормозная система лады гранты
Рис. 9.9. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 - защитный колпачок; 2 - корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок; 10 - неподвижные контакты; 11 - подвижный контакт
Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 9.9) датчика с уплотнительным кольцом 4 и основание 3 с отражателем 6 поджаты зажимным кольцом 5 к торцу горловины бачка.

При снижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого значения контакты 10 и 11 датчика замыкают цепь сигнализатора в комбинации приборов.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза. стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо. Рабочий ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60-65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход - признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична. Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.
Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена. Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта. После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза - поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.