ЗАМЕНА ПОДШИПНИКА ШКИВА ПРИВОДА
Шкив установлен на двухрядном шариковом подшипнике, который во время эксплуатации не требует регулировки и смазки. При выпрессовке подшипник разрушается, поэтому выпрессовывайте его только для замены.
1. Удалите хладагент из системы кондиционирования (см. «Удаление хладагента из системы кондиционирования») и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите компрессор (см. «Снятие и установка компрессора кондиционера»
3. Выверните болт крепления прижимной пластины, удерживая ее от проворачивания.
6. Осмотрите поверхность сальника вала. При наличии следов подтекания масла через сальник вала компрессор подлежит замене.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
В некоторых случаях при обнаружении течи можно заменить сальник. Однако следует помнить, что течь, как правило, бывает вызвана люфтом вала вследствие износа опорных подшипников, коррозией или износом поверхности вала в зоне прилегания сальника. Поэтому замена сальника даст в лучшем случае только кратковременный результат. При обнаружении течи сальника рекомендуется заменить компрессор в сборе.
Для снятия стопорного кольца используйте специальный разжимной съемник.
8. Установите съемник и спрессуйте шкив с посадочной шейки передней крышки компрессора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Чтобы при установке съемника не повредить резьбовое отверстие вала, вверните в него на несколько оборотов болт крепления прижимной пластины.
ПОЛЕЗНЫЙ совет
Для снятия шкива удобно пользоваться универсальным трехлалым съемником.
9. Осмотрите рабочие поверхности трения шкива...
10. ...и прижимной пластины, обращая внимание на наличие глубоких кольцевых рисок, задиров, явных следов износа и перегрева. При необходимости замените дефектные детали.
11. Осмотрите демпферы прижимной пластины. На резиновом массиве демпферов не должно быть следов выпучивания резины, трещин, разрывов. При необходимости замените прижимную пластину.
12. После снятия шкива осмотрите шлицы 1 (рис. 12.6), резьбовое отверстие 2 вала, канавку 3 для стопорного кольца и посадочную поверхность 4 шейки крышки. При их износе или повреждении компрессор подлежит замене.
Рис. 12.6. Элементы передней крышки компрессора (катушка магнита снята): 1 - шлицы вала; 2 - резьбовое отверстие вала; 3 - канавка для стопорного кольца; 4 - посадочная поверхность шейки крышки
13. На токарном станке срежьте заваль-цовки, фиксирующие подшипник в шкиве.
14. Оправкой подходящего диаметра вы-прессуйте старый подшипник из шкива.
15. Запрессуйте новый подшипник. При запрессовке прилагайте усилие только к наружной обойме подшипника. В качестве оправки можно использовать наружную обойму от старого подшипника.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При запрессовке подшипника будьте максимально аккуратны. Стенка наружной обоймы подшипника шкива очень тонкая. Даже незначительный перекос может привести к выходу подшипника из строя. После запрессовки проверьте состояние подшипника. Он должен вращаться равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфта.
16. После запрессовки зафиксируйте подшипник кернением края посадочного отверстия шкива.
17. Напрессуйте шкив на переднюю крышку компрессора. При напрессовке прилагайте усилие только к внутренней обойме подшипника. В качестве оправки можно использовать внутреннюю обойму от старого подшипника.
18. Установите стопорное кольцо. Убедитесь, что оно полностью вошло в паз.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После установки шкива на компрессор убедитесь, что шкив вращается равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого или радиального биения. В противном случае шкив необходимо заменить.
19. Наденьте на вал прижимную пластину.
20. Вверните фиксирующий болт.
21. Плоским щупом измерьте зазор между поверхностями трения прижимной пластины и шкива. Если зазор неодинаков в разных точках окружности, значит, прижимная пластина деформирована и подлежит замене. Номинальный зазор составляет (0,35±0,02) мм.
22. Более точно зазор можно проверить с помощью стрелочного индикатора. Для этого установите компрессор в тиски.
23. Установите стрелочный индикатор, как показано на рисунке. Подсоедините положительную клемму аккумуляторной батареи к разъему обмотки катушки, а отрицательную клемму - к корпусу компрессора. Измерьте зазор А между поверхностями трения прижимной пластины и шкива (зазор равен разности измеренных значений между включенной и выключенной муфтой компрессора кондиционера) через каждые 60* по окружности. Если зазор неодинаков в разных точках окружности, значит, прижимная пластина деформирована и подлежит замене.
24. Если зазор отличается от номинального, повторно снимите прижимную пластину. С помощью регулировочных шайб, устанавливаемых на вал ротора, отрегулируйте зазор. Снова наденьте прижимную пластину и проверьте полученный зазор.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для регулировки зазора используйте специальные калиброванные регулировочные шайбы.
25. После окончания регулировки затяните фиксирующий болт моментом 8 Нм. Перед окончательным вворачиванием болта нанесите на его резьбовую часть анаэробный фиксатор.
26. Установите компрессор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
27. Заправьте систему кондиционирования хладагентом в специализированном центре по обслуживанию автомобильных кондиционеров.